Разум человека штука сложная. Это известный факт. Но именно после “Начала” можно по-настоящему представить
насколько широк и сложен мир подсознания и снов.
Идея, бережна носимая юным Ноланом еще ,кажется, с колледжа , представлялась для экранизации, огромной оригинальной историей, влекшей за собой кучу проблем в духе “дорогущий бюджет”, “странная идея” и тп. Но видимо успех Бэтмена сыграл роль - Уорнер Бразерс и ко поставили 150 лямов на Нолана, и ставка сыграла полностью.
Кино сложное. Для зрителя привыкшего к шедеврам в духе “Кошки против собак 3” или Сумеречной экранизации, ‘Начало” представляет некоторую степень проблем, ибо (о Боги! ) здесь нет обыкновенного “пыщь-пыщь” , то есть конечно есть, но несет это в себе некую нагрузку для сюжета. Здесь нету симпатичного мальчика-вампира, хотя нет….ведь есть же ДиКаприо, но здесь он тоже ,простите, не мебель, а двигатель сюжета. Здесь нет кто безоговорочно добрых и злых. Ну а самый ужас - здесь,ко всему прочему, придется
подумать. Вообще Нолан бесспорно большая умничка, няшка и гений. То есть конечно с чьей то точки зрения и Уве Болл наверное гений (хотя –вряд ли), но Нолановские фильмы действительно шикарны, и я в этот раз тупо вольюсь в общий поток восторгов и хвалебных прозвищ. Так снимать кино это конечно надо уметь. “Начало” можно сравнить с матрешкой. Сон внутри сна, игра внутри игры, парадокс в парадоксе. Сложно описывать игры сюжета, не углубляясь в частичный пересказ оного.
Но вот что можно извлечь и без спойлеров. В отличии от “Темного Рыцаря” , сюжет не ставит всех персонажей на одну ступень. Кобб – четко выделен, как главный герой, хотя другим персонажам тоже уделено приличное количество времени. Второе – на первый взгляд сюжет кажется простым, и раскручивается довольно обычно. Первая половина фильма – это такой “экскурс” вводящий в суть дела, и знакомство с персонажами. Собственно почти вся вторая часть представляет собой некую операцию, благодаря которой сюжет и начинает крутиться во всех стороны, играя со зрителем на нервах.
Персонажи вообще очень сильная сторона фильма. Кобб не просто хитроумный ворюга с повадками агента 007, а обыкновенный человек, со своей проблемой и тайной. Его цель исключительно личная , и ни на какое спасение человечества он не претендует. Артур предан Коббу, и помогает ему даже в совсем безвыходной ситуации. Мол одновременно можно и посочувствовать и не понимать. И так далее. Только жаль, что не раскрыли природу “тотемов” других персонажей, было бы интересно узнать - почему они выбрали именно эти предметы.
Несмотря на простоту, с коей рассказывают историю, сама история при этом вьётся и проистекает во все возможные и невозможны стороны. За время экскурсии по подсознаниям и снам, нам продемонстрируют самые разные места и точки пространства. В этих местах логика, гравитация и прочие законы физики идут на срочное удаление себя из реальности. Само время замедлиться, а сознание будет способно строить города. Эта история только об одном случае из многих, о грандиозном, но все же одном. А сколько таких историй и случаев наверняка было до этого вообще сложно представить.
Грандиозность идеи фильма осознается в тот момент, когда происходит понимание того, за
какой именно отрезок времени происходили
все события на каждом уровне снов. Эффект слоу-мо видимо бы специально добавлен для этого осознания, так как раньше увлечения этим эффектом у Нолана не наблюдалось.
Психологическая составляющая фильма просто на высоте. Разборы возможностей подсознания сложны и интересны. Принципы развития идей в людях, возможность сна во сне, зависимость уровней от времени, Лимб, и прочая и прочая. Разбирать такие теории можно долго, но они безусловно очень хороши. Это конечно фантаститка, но воспринимается все реально донельзя. Да и кто сказал что все эти теории невозможны ? Фильм преподносит одну очень мощную идею , представляя подсознание, как гигантский холст для творчества. Эта мысль понятна, но еще никогда, я например не смотрел на это под таким углом, ведь в подсознании можно сделать фактически
все.
Актеры подобраны великолепно. ДиКаприо очень органично смотрится в роли Кобба, сложно представить кого-то другого на этой роли. Его дуэт с Марион Котийяр выглядел на экране очень реалистично и хорошо. Остальные актеры так же порадовали – Левитт хорош, правда я думал у него будет несколько другой образ, но получилось все равно хорошо; Эллен Пейдж вся такая милая и смотрится на экране хорошо, Харди чертовски обаятелен в своей роли, тем более что все козырные шутки идут именного от него. Ну и наконец-то я увидел Мёрфи в роли хорошего парня, а то со времен “Красного Глаза” мне все попадаются его злодеи. Все остальные тоже хороши, но эти участники представления все же главнее всех.
Сильная музыка Ханса Циммера как нельзя органичнее вписывается в происходящее, подогревая ситуации и накаляя атмосферу. Вообще очень хороший получился баланс между диалогами и экшеном. Сам екшн тут ого-го, он совершенно не тянет на повседневные разборки мистера Бонда, но именно та реалистичность , с которой герой мутузят врагов заставляет поверить в происходящее, под каким бы углом это бы не происходило. Бюджет отрабатывает себя, и помимо драк представлены разные и вкусные спецэффекты. Все смотрится потрясающе – от пейзажей мест и до компьютерных изысканий.
Ну и конечно в фильме безусловно заключена масса намеков и загадок. Отчасти этому способствует финал, который при желании можно подвергнуть жесточайшему спору, ибо есть некоторые вещи, намекающие на разные исходы истории. И кстати, вы не задавались вопросом – почему Кобб говорил
строить сон как лабиринт, и почему героиню зовут именно “Ариадна”….
Собственно финал не переворачивает историю с ног на голову, но именно благодаря ему остается множество нерешенных вопросов.
В финале можно сказать : “Начало” – шедевр. Все так просто, и одновременно так необычно. Оригинальная идея, сложная многоплановая история, сильные персонажи, крепкий сюжет , отличная съёмка. Все это банальные “бла-бла-бла” для хорошего фильма. Но герои, пробуждающиеся от работы под музыку Пиаф - это ли не стиль ? А если выходя из кинотеатра у вас появилось стойкое желание покрутить монетку для уверенности – значит идея фильма не прошла даром.
И можете ли вы быть на сто процентов уверены, что ваша монетка в итоге упадет на одну из двух сторон ? Кто знает. Ведь у нее есть еще и ребро.
Вот вопросы, которые хотелось бы озвучить:
1)Что в итоге сделал Сайто ? (Выстрелил или нет, и если да - то в кого)
2)Упал ли тотем ? (Экран темнеет, но есть такая вероятность)
3)Насколько глубоко вообще подсознание ? (Если Кобб остался с Сайто, и тот выстрелил, получилось что они перешли в некий второй Лимб тогда, вот отсюда и проистекает вопрос -может эти уровни вообще бесконечны.)