В преддверии выхода экранизации популярного компьютерного боевика «Хитмэн» заинтересованная общественность была так озабочена кандидатурой исполнителя главной роли лысого киллера, что остальные аспекты киноверсии как будто бы вообще не волновали никого, включая создателей фильма. Это стало роковой ошибкой — судя по всему, за дело взялось министерство пропаганды, потому что под прикрытием узнаваемого брэнда зрителю подсунули хардкорный образчик развесистой клюквы, каковых Голливуд не выращивал со времен Холодной войны. Во время просмотра этого грандиозного лубка стыдно должно стать тем, кто потешался над повадками воров в законе в «Пороке на экспорт». По сравнению с «русскими», показанными в «Хитмэне», братки у Кроненберга — это просто идеал аутентичности.
Мысль о госзаказе возникает неслучайно: в двадцать первом веке, когда миром правит Гугл, такая махровая чушь не может появиться ненамеренно. Сомнительно и то, что интрига, построенная вокруг беспринципных махинаций чекистского режима, является важным сюжетообразующим элементом игры-первоисточника. Сценарий «Хитмэна» не просто состоит из клише — это почти что подшивка антироссийских передовиц англо-американской прессы последних лет. Ну а поскольку «Хитмэн» запускается в России перед думскими выборами, будь в нем поменьше мракобесия и поводов для веселья, при желании можно было бы усмотреть в этом своеобразную политическую диверсию.
Впрочем, если бы фильм отличался уникальным чувством стиля или головокружительным действием, стоило бы закрыть глаза даже на людей в ушанках, то и дело появляющихся в кадре. Увы, по художественно-развлекательной части к авторам «Хитмэна» тоже есть вопросы. Режиссер Ксавье Жанс, в свое время носивший кофе гонконгским мэтрам на съемочных площадках фильмов с Ван Даммом, кое-чему у них научился и знает, как сделать красиво. Он старательно воспроизводит «игровые» ракурсы камеры, направленной в татуированный затылок протагониста, сгущает, где надо, тени и, пусть нарочито, но создает определенную атмосферу.
Цитата:
- Кто вы такие, черт возьми?- Я агент Смит.(Интерпол и ЦРУ).
Когда доходит до боевых действий, тут тоже есть несколько не выдающихся, но достаточно эффектных сцен. Проблема Жанса в том, что он не ценит своих достоинств: как и все французы, он знает толк в рапидах и хореографии перестрелок, но ему этого мало. Похоже, ему очень нравится трилогия о Джейсоне Борне, и он зачем-то взялся копировать некоторые ее детали, да только собрал их не в том порядке и приладил туда, где им быть не положено. Энергичный монтаж событий излишне запутывает и без того бредовый и дырявый сюжет, тревожную музыку иначе как плагиатом вообще назвать нельзя, а когда Жанс в финальной рукопашной подключает «живую» камеру, остается только посмеяться над этим наивным «креативом» − за километр видно, откуда и чьи торчат уши, да и понять, что происходит, все равно не представляется возможным.
Самым настоящим лучом света в этом темном царстве становится актерский дуэт Тимоти Олифанта и Ольги Куриленко. Среди уродливых болванок, которые представляют из себя все прочие персонажи фильма, 47-го и его случайную подопечную Нику встречаешь как родных. Олифант здесь исполнен грации и какого-то хитроватого чувства юмора (пожалуй, можно снять вопрос, хороший ли из него Хитмэн; ответ: хороший, лучшего все равно ждать не приходится), а сногсшибательный экстерьер Куриленко — это одна из тех вещей, которыми можно любоваться бесконечно. Их отношения, прописанные на грани флирта и трогательной заботы со стороны безжалостного убийцы, вовсе не такие уж схематичные и бездушные, какими их принято выставлять. Во всяком случае, за ними иногда куда интереснее наблюдать, чем за развитием основной, политической линии. Так что, если и есть на свете оправдание для существования подобной экранизации похождений номера 47, то оно заключается в прищуре Олифанта и длиннющих ногах Куриленко. При таком раскладе шансы на победу в категории «стыдное удовольствие» у «Хитмэна» есть.
! | Цитировать не забывай Proctor |