Метро.Зов большого игростроя Я туда не пойду,
потому что там "а"-темно и "б"-страшно
ПрологУбивая ингригу на корню ,скажу что
игра хорошая(хотя это уже скорее секрет Полишинеля).Без дураков.И вот теперь,поведав эту страшную тайну,могу с
легким сердцем попробовать разобраться что получилось,что не
получилось,откуда у игры ноги растут и почему продукт плейсмент-зло.
Начать надо наверное с того,что книгу я читал.К чести книги,дочитал до
конца.И даже понравилось.Типичный боевичок с замахом на духовность и поиск
глубинного смысла,когда главного героя постоянно посещают пророческие видения
на тему смысла жизни и всего такого.Если учесть.что герой-юноша,начитавшийся
книг,оставшихся после ядерной зимы (в основном собрание сочинений Донцовой и
Лукьяненко),то постоянная рефлексия понятна.Вообщем,таких сильных переживаний
как от смерти Дамблдора в шестой книге про Поттера я не испытал,но профит от прочтения
книги несомненно был.Теперь я знаю ,ЗАЧЕМ на некоторых станциях стоят
железные двери,отделяющие пути от платформы.
Глава первая.РазъяснительнаяВся аудитория игры вынужденно делится на два лагеря: те,кто читал и те кто
"а че это вы здесь делаете,а?"
Не знаю точно,кого больше,но вторым сочувствую,потому что с сюжетом игры
произошло примерно то же ,что с "Ночным дозором" при экранизации. Основными
вопросами являются "что происходит?" и "кто все эти люди?".
А концовка так и вообще оставляет во рту горький привкус непонимания.Что там
делал Глуховский,непонятно,видимо распоряжался ,где на уровне плакаты с
рекламой приклеить. Что самое забавное,сюжет-то почти полностью повторяет
книжный,за некими исключениями,но вот в этом и заключается проблема. Книга и
игра-совсем разные вещи.Там,где в книге можно десять страниц разжевывать
читателю,кто есть кто и почему герой поступил именно так,игрок повеситься на
шнуре от мыши.И будет прав.Но если уж по-человечески посмотреть на
ситуацию.то сюжет в проектах такого масштаба не то чтобы очень важен (вон
сюжет Modern Warfare уже второй раз выезжает на упряжке из фиолектовых
единорогов)
А вот основных персонажей запороли окончательно и это уже неприятно. Что
Хантер,что Мельник ,что Хан,все они вырублены папой Карло из полена и обучены
говорить надоедливыми голосами не слишком радивых озвучателей. Сравнивая с
тем же Сталкером,так там и то больше запоминающихся личностей было -
Сидорович,напрмер и....мм...Сидорович. Ок,в сталкере Сидорович,но ведь в Метро и того
меньше! В КоДе вон Прайс,Соап-яркие неординарне личности с глубоким духовным
миром! Глядя на них,можно было не замечать горячечный бред.который несли
сценаристы.А в Метро все люди похожи как братья(и сестры)-близнецы,видимо
скзалась многолетняя практика кровосмешения. Или лень разработчиков.
Про озвучание хотелось бы отдельно. Вся контора озвучания дружно переехала из
Сталкера. И если там с неписями приходилось общатся не так часто,то в Метро
диалоги играют роль придворных ее величества Атмосферы. Ну тут на любтеля
,вообщем.Если голоса в Сталкере устраивали,то и в Метро устроят.Но меня лично
корежит,когда старый дед в ушанке начинает разговаривать хорошо поставленным
голосом пьющего интеллигента,без запинок,без ошибок,с характерным
"актерским"звучанием. Этим голосом вполне может говорить мужик в рекламе
"Чарующий аромат кофе Grand" ,но уж никак не старый дед ,живущий в метро,и
судя по виду,прибывающий в чаде адового кутежа каждый вечер!Остальные
персонажи все так же неубедительны и не запоминаются. Ну может только вечно
петросянящий Ульман подкинет пару-тройку поводов улыбнуться,не более.
Всю игру угнетал эффект мм...стереозвучания? Тоесть когда отворачиваешься от
собеседника ,голос становтся тише ,как будто ты слышишь его только одним
ухом. Всю игру создавалось ощущение,что Артем сильно контужен и слышит
собеседника только тогда,когда в упор на него смотрит.
Глава вторая. Атмосфера. Все эти недочеты меркнут перед монструознной махиной,державшей меня у
монитора от и до,-Атмосферой.
Сравнения со Сталкером в этом плане неизбежны,тем более что движки игр
разрабатывали одни и те же люди.
с одной стороны сравнения кажутся провомерными ("похоже же!"),с другой
стороны - бредовыми. Атмосфера стакера строилась на открытом мире и огромных
просранствах,смене дня и ночи,погодных условий.Сказать честно,сталкеровская
атмосфера не требовала от разработчиков больших трудов - неписи были
тупы,молчаливы и немногочисленны,побочные задания однообразны,монстры без
выдумки. В Зове Припяти вроде большую часть исправили,но не играл,так что
судить не берусь. В любом случае,заброшенность Сталкеру шла,создавалось
ощущение покинутости и одиночества.Было красиво и печально.Атмосфера Метро
строится на совершенно других принципах.Закрытые пространства,игры света и
тени,куча статистов,изображающих на станциях бурлящую жизнь.
Разработчики Метро приложили максимальные усилия для создания атмосферы. По
сути,через всю игру нас проводят за ручку,размахивая руками по сторонам и
рассказывая байки про страшных монстров и аномалии. Я бы даже сказал,ято игра
больше похожа на КоД,чем на Сталкера. Такой постапокалиптический парк
развлечений,где все клоуны куда-то попрятались,чтобы неожиданно выскочить
из-за угла и впиться незадачливому посетителю в глотку!
Ладно,откидывая сравнения,буду по существу.В игре все,буквально все играет на
атмосферу. Графика,звук,диалоги,скриптовые сцены,ролики,боевая система.
Непередоваемое ощущение,когда стекло противогаза обледенело до такой
степени,что уже ничего не видно и фильтры приходится менять очень один за
другим,потому что дышишь очень часто от бега и холода.Если вовремя не
погреться у костра,противогаз придется снять или сменить. А без него на
поверхности-верная смерть.Планшет с заданиями в темноте очень трудно
рассмотреть,поэтому его надо освещать зажигалкой в виде патрона.Фонарик нужно
подпитывать спецальным зарядным устройством.Если меняешь обоймы с одним видом
патронов на другой,это действительно видно. Потрясающее внимание к деталям и
в то же время колоссальный размах происходящего,делают игру похожей на
западный проект с огромным бюджетом и Хансом Циммером в рукаве.
Кстати музыки в игре как-то не заметил. На станциях в основном играют простые
грустные переборы,да еще на паре уровней для поддержания атмосферы что-то
звучало. Саундтрек здесь составляет прерывистое дыхание героя,гул шагов,эхо и
завывание монстров. Вообщем звук удался.
Самым атмосферным считаю получился уровень "призраки". Это надо
видеть.рассказывать бесполезно.Игра теней без участия обладателей этих самых
теней. Мощно.
Порой по игре приходится выходить на поверхность.И тут,на контрасте с
затхлыми подземельями, открывается все великолепие постапокалиптической
Москвы.Буквально физически ощущаемый холод,тяжелое хмурое
небо,полуразрушенные здания советского вида,там и тут разломы в земле,всюду
остовы десяток и газелей.Играл на минимальных настройках,но и тогда пару раз
челюсть падала на клавиатуру. Даже в Фаллауте было не так эпично.
В игре также имеется некая экономическая система. Но она ,если
честно,глуповата. Основной валютой под землей являются патроны определенного
калибра(5.44 вроде). И их постоянно не хватает.Как,впрочем,и любых других
патронов.Загвоздка заключается в том,что с трупов можно собирать только
патроны,аптечки и прочий эквип,а вот оружие брать нельзя(только поменять
имеющееся). Нет,чтобы набрать побольше стволов,а потом сплавить их барыге за
хорошую плату,герой постоянно занимается обменом патронов на
нужные,"валютные".Продавать остальной эквип,такой как ножи,гранаты и аптечки
тоже нельзя,так что они лежат порой мертвым грузом.В результате я жутко
расстроился,когда мне на доной станции предложили купить отличный
бронекостюм,а патронов тупо не хватило. И вернутся нельзя,игра-то линейная. А
не хватило патронов,потому что на предыдущей станции купил хорошую
пушку.Которую мне потом дали за бесплатно! Ну что за блин!
Глава третья.Взгляд в целом.Если Сталкер очень долго выежал исключительно на своей атмосфере,был
забагован и по сути пуст,то у Метро помимо мощнейшей атмосферы имеется еще и
очень неплохая боевая система,интересная,в общем-то сюжетная канва с
непрекращаещемся экшоном и непередаваемое внимание к деталям уровня Far Cry 2
Ну и что,если сюжет местами проседает,а напарники больше похожи на буратин с
АКМами и враги ведут себя как если бы у них было в загашнике еще пару жизней.
Все это компенсируется Атмосферой и очень,очень сильным качеством исполнения.
Я еще раз ,напоследок сравню Метро с КоДом и даже не побоюсь назвать его
"нашим ответом". Ладно,не совсем нашим,а украинским. Но мне,честно говоря,это
не мешает гордится. Если что-то мешает,это надо подрезать.
Эпилог.Еще раз о сюжете. Главная "фишка" книги была в том,что Черные(темные) хотели
задружиться с человечеством,но обезьяноподобные человеки этого не просекли и
всех взорвали. Если в книге все это было более менее понятно и оправдано,то в
игре категорически не понятно зачем всех взрывать.Начнем с того,что даже эти
Темные от силы появляются раза два-три и говорят непонятное. А потом,почти до
самой последней минуты о Темных вообще забывают.Кто они? Почему их надо
уничтожить? Что происходит?! И поэтому заключительный выбор Артема,жахнуть по
гнезду Темных или не жахнуть,теряет всякий смысл и драматичность.
Вот в общем-то и все,что хотел сказать,считаю что Метро 2033 - лучшая на
данный момент игра созданная "на пост-советском пространстве" и впоолне
может тягатся с западными гигантами вроде КоДа.
PS
В начале отзыва сказал,что поведаю почему продукт плейсмент-зло. Так вот,постеры с не выходившей трилогией "Метро" и книжки же "Метро 2033" ,которые валяются в игре повсюду,нехило напрягали. На такую жирную саморекламу сначала смотреть забавно,а вот потом уже тошнит. Не комильфо,Глуховский,дай дневник для замечания.