Здесь ещё не ступала нога человечка
Фильм Шэйна Экера «9» вышел именно в тот день, в какой должен выходить фильм с таким названием – девятого сентября 2009ого года. То есть 09.09.09. Нумерология и все дела. Однако лично мне девятка в заголовке фильма скорее напоминала о не так давно прогремевшем «Районе №9». Тем более что девяткой аналогии между двумя этими лентами не исчерпывались. Во-первых, оба фильма сняты по короткометражкам, у руля обоих фильмов стояли режиссёры-дебютанты, и патронировали эти фильмы очень маститые люди. Над «Районом №9» шефство взял Питер Джексон, а для самостоятельности проекта «9» деньги и необходимые режиссёру условия выбивали Тим Бёртон и Тимур Бекмамбетов. Согласитесь, слишком много у фильмов точек соприкосновения и соответственно предпосылок ожидать, что «9» будет столь же успешен, как и фильм Бломкампа, тоже хватало.
Однако, если одна кинематографическая девятка попала в яблочко, то другая явно пустила заряд в молоко. «9» Шэйна Экера разочаровала практически полностью. Это тот печальный случай, когда всё лучшее, что есть в фильме, показали в сопутствующих ему рекламных трейлерах. То есть лучшее в фильме «9» это необычная стилистика и великолепный экшен-сегмент. Однако, чтобы не быть голословными, давайте попробуем разобраться в чём заключаются проблемы этого фильма. Проблема №1, самая явная: то, что в одноимённом короткометражном фильме выглядело искренни и оригинально, в полуторачасовом экшен-муви превратилось в чудовищную вторичность. Здесь вы увидите и «Терминатора», и «Матрицу» (когда Седьмая после затяжного прыжка приземлилась а-ля Тринити из «Перезагрузки» я с трудом удержался, что бы не встать и не уйти из зала), и стилистику культовой игры «Fallout», и даже «Войну миров». Словно кто-то в голове у Экера перекрыл тот клапан, который ответственен за креатив и фантазию. Есть мнение, что коварным злоумышленником был Бекмамбетов, который стоял во время производственного процесса у режиссёра за спиной и выразительно поигрывал плетью-семихвосткой. Проблема №2: потерянная целевая аудитория – для детей эта картина слишком серая и скучная, для взрослых слишком наивная. Ну и отсюда проистекает причина №3, самая главная: «9» фильм с идеей, нет, даже с Идеей. Фильм из разряда «сегодня мы многое поняли». Фильму был придуман закрученный сюжет, разработаны характеры героев, отточена моральная составляющая, вобщем сделано всё, что бы тронуть в душе зрителя лирические нотки, заставить его задуматься. Однако – увы! – фиаско. Если бы меня после сеанса спросили какая главная идея фильма, я бы, подумал про себя, что, наверное, искупление. Однако такая библейская категория ну никак не вяжется ни со стилистикой фильма, ни с эмоциями, которые от него получаешь. Поэтому вслух я бы честно признался, что не знаю. Я и правда не знаю о чём он. У меня есть несколько версий, но если я их озвучу, то только с оговоркой, что если фильм и ставил перед собой такие цели – то он с ними не справился. Более того, все эти телодвижения привели к обратному эффекту – вся эта раздутая серьёзность, наивность и «добрая» пафосность тянут в целом неплохо слепленный фильм глубоко вниз.
Из плюсов стоит выделить, как уже упоминалось выше, отличные боевые сцены (все три с половиной), интересный дизайн, шутку с магнитом и короткий хронометраж. По совокупности же крепкая тройка. Бекмамбетов не режиссёр, а человек-катастрофа, к чему бы не прикоснулся, всё тут же загибается. Печально это