Съездил наконец на конспиративную квартиру, куда прибыли два именных экземпляра одной замечательной книги, и беспощадно одну оттуда изъял. Замечательная книга хороша всем, ибо написана умным человеком, настоящим профессионалом своего дела -- Александром Ивановичем Дорониным, -- который уже много лет занимается проблемами обеспечения безопасности различных хозяйствующих субъектов нашей необъятной Родины. Для многих стало настоящим открытием, что, дружно вступив, а скорее даже нырнув с головой в т.н. рыночные отношения, необходимо не только считать украдкой на кухне заработанные нелегким трудом дензнаки, но также баулы с этими дензнаками яростно остаивать. В этой праведной борьбе бизнесмену призвана помочь собственная служба безопасности. Потому что без того, чтобы отстаивать, преумножать как-то не получается. А ведь СБ необходимо не только вести круговую оборону от внутренних (воров, "кротов") и внешних врагов (конкурентов, в т.ч. недобросовестных), но и своевременно поставлять точную информацию о нелегкой окружающей действительности, при помощи которой (информации) руководство смогло бы принимать верные решения. Иными словами, деятельность серьезных СБ во многом схожа с деятельностью специальных служб, они повторяют спецслужбы структурно, пользуют те же методики и тот же арсенал.
В книге
"Бизнес-разведка" Александра Ивановича Доронина, выдерживающей уже третье издание, рассматриваются как основные принципы построения системы экономической разведки и контрразведки промышленного предприятия, так и практические аспекты информационно-поисковой и информационно-аналитической работы, например:
* привлечение к доверительному сотрудничеству информаторов;
* использование возможностей сторонних организаций;
* НН (наружное наблюдение).
* интегрированные банки данных;
* возможности интернет;
* обработка материалов СМИ;
* дезинформация;
* исследование анонимных текстов на предмет выявления авторов;
Затрагивается теория и практика "активных мероприятий" (информационно-психологическое воздействие) и кадровой работы.
Советским интеллигентам особенно должна понравиться глава, посвященная информаторам -- их классификации; выявлению кандидатов; оценке их способности и мотивации; первичному контакту; установлению доверия и созданию расположения к себе; привлечению к сотрудничеству объекта вербовочной разработки; закреплению оперативного контакта; также проверке, обучению доверительного помощника и руководству его деятельностью.
Это, конечно, "научно-популярное издание" -- не учебники и методички ГКБ, -- и не труд, осилив который любой выпускник танкостроительного ПТУ сможет заседать в кресле руководителя СБ предприятия крупного калибра. Однако, поскольку автор -- голова, а в составлении труда самое непосредственное участие принимали работники различных ведомств, книжка вышла добротной.


P.S. Написана отличным языком, с присущим автору чувством юмора, употребленным к месту и в меру. Улыбнули и старые комитетовские байки:
Существуют три степени секретности:
первая - когда оперативный сотрудник не знает, какие проблемы решают его коллеги;
вторая - когда начальник не знает, чем занимаются его подчиненные;
третья - когда сам оперативный сотрудник не знает, что он делает.