Не вдаваясь в подробности вселенной Чужого, просто скажу что считаю первые два фильма образцами научно-фантастического хоррора (1979 год) и боевика (1986 год) соответственно. Но фильм Ридли Скотта из-за своей потрясающе детальной проработки декораций и атмосферы полного космического одиночества и неизвестности все же сильнее отпечатывается в памяти. Сам Лавкрафт наверняка бы по достоинству оценил идею Чужого, вырвавшегося из самых глубин бессознательного, вместе со страхом неизведанного и той глухой тоской, которую испытывает человек смотрящий на далекие безучастные звезды.
Переделать такой сложный набор ощущений в игру кажется задачей сколь заманчивой, столь сложной. И после однозначного провала Colonial Marines уже как-то с трудом верилось, что кто-то захочет в ближайшее время прикасаться к теме. Кстати достаточно интересно, что предыдущие игры где хоть как-то фигурировал чужой были сделаны с оглядкой на фильмы Кэмерона и ответвление с Хищником. Фильм Скотта всегда оставался таким ветераном, о котором принято говорить с уважением, но только по праздникам и только в его отсутствие. И вот подразделение студии, которая до этого занималась серией Total war, начинает разрабатывать игру, которая выглядит в точности как первый фильм. Возможно это объясняется тем, что после успеха Амнезии и Аутласта сеттинг фильма Ридли Скотта показался наиболее удачным для того, чтобы привлечь любителей прятаться по темным углам и обильно потеть при звуках приближающегося палача.
Конечно это был достаточно большой риск, делать игру в сеттинге уже постаревшей культовой классики. А учитывая порой необычайную сложность игры, риск удваивался.
Действие Alien Isolation происходит где-то через 15 лет после того, как Элен Рипли выкинула ксеноморфа в открытый космос. Ее дочь, Аманда, тоже работает на корпорацию Вейланд-Ютани. В отличии от матери она не офицер безопасности, а инженер (потому что так удобнее объяснять все ее технические познания на протяжении игры). Аманда не оставила надежду найти пропавшую мать и с легкостю соглашается на предложение андроида Компании Сэмуэльса слетать на космическую станцию, на которую доставили черный ящик с пропавшего Ностромо.
В начальном ролике сразу бросается в глаза очень странная мимика персонажей. Их рты беспорядочно открываются, иногда попадая в реплики. Остальные мышцы лица не задействованы и блестят от плоских серебряных струек пота (потные в этой игре почти все, видимо такая фишка). И если в случае Сэмуэльса такое безоборазие можно объяснить старой прошивкой, то Аманде лицевой паралич совсем эээ...не к лицу.
После этого мы попадаем на борт арендованного Компанией космическго судна "Торренс", который почти как Ностромо, но поновее. Это достаточно хитрый ход, чтобы с самого начала погрузить игрока в атмосферу первого фильма, при этом не навредив сюжету всякими флэшбеками. Тут сразу же становится понятно, что хлеб, который едят дизанеры окружения и художники в этой игре, дает им какую-то былинную силу стилистической гениальности. Я бы купил себе Окулус Рифт просто ради того, чтобы походить по отсекам кораблей и станции, вертя головой и детектором движения во все стороны. Сказать, что это попадание в десятку будет неточно, это попадание в саму молекулярную середину между единицей и нулем.
Игра очень хорошо выглядит при этом полностью передает тот стиль будущего из 80-х с белым пластиком, монохромными мониторами, беспорядочно мигающими огоньками и перфокртами. Обратной стороной этого стиля предстают остроконечные индустриальные конструкции, железные скелеты инженерных тоннелей, рассеивающие свет и дым.
Не уставая изумляться красотам, прибываем на станцию Севастополь, и тут в лучших традициях Гравитации на нас нападает внезапный космический мусор и Аманду отрезает от остального экипажа. И в принципе с этого момента и до некоторой точки в середине игры все отлично. Самое интересное, что первые несколкьо часов игры Чужой вообще не появляется. Рипли должна иметь дело с взбунтовавшимися обитателями станции и безумными андроидами компании Сигсон, которой эта станция и принадлежит. Дела у компании идут очень плохо поэтому всю станцию решено вывести из эксплуатации. Отчасти проблемы компании проистекают как раз из их основного продукта -
андроидов Работящий Джо, помеси маньяка из фильма Хэллоуин и автомата, где надо доставать неуклюжей клешней мягкие игрушки. Они жутко тупые и жутко страшные, и к тому же безропотно подчиняются главному компьютеру станции - Аполло. Мне кстати очень понравилась эта идея со
спятившими андроидами. Во-первых это достаточно крутой способ напомнить о старом добром Эше, который хотел скормить Элен Рипли скрученный журнал в отместку за ее любознательность,
во-вторых это еще один тип врагов, сильно отличающийся от людей и Чужого. Они медлительны, спокойны и очень живучи. Если Джо заметил Аманду, вступать с ним в открытый бой нет почти никакого смысла. На него нужно потратить слишком много патронов целясь точно в голову. Намного проще убежать или отвлечь эту безжалостную машину для объятий. Люди, населяющие станцию, по большей части озверевшие от голода и нападок Чужого сволочи. Договориться с ними невозможно, они начинают стрелять во время первого предупреждения. Поэтому никаких эмпатийных чувств к ним не остается, более того, с радостью смотришь на то как Чужой разрывает их в клочья. Это кстати еще один интересный момент геймплея. Вступать в схватку с людьми на высоких уровнях сложности немудро, достаточно двух выстрелов, чтобы Аманда вернуласть к предыдущему чекпоинту. Поэтому можно бросить в них излучателем шума или заставить открыть огонь, а потом быстро убежать куда-нибудь в темноту. Чужой не заставляет себя ждать и выпрыгивает на шум из вентиляции как демонический черт.
Оружия, в отличие от всяких Амнезий, в Isolation достаточно. Из разбросанных по уровням частей можно собрать множество нужной фигни. Правда использование этой фигни остается целиком на усмотрение игрока. В принципе всю игру можно пройти вообще ни разу не выстрелив и не метнув ни одной гранаты. Конечно, это намного усложнит прохождение, но не сделает его невозможным, что приятно. Я к примеру косплеил доктора Гранта из Парка Юрского периода, отвлекая Чужого бросками файеров в другой конец комнаты. В игре сохраняется неплохой баланс между наличием у игрока внушительного арсенала и полной беззащитностью перед ксеноморфом, при этом ресурсов всегда впритык, так что разнообразие оружия не перерастает в захламленный инвентарь.
Одним из самых нужных устройств является детектор движения, который станет полезней любой осколочной бомбы. Это достаточно важная деталь для создания атмосферы напряжения и паники. Показания детектора дают минимум информации о положении Чужого, при этом имея очень маленький радиус покрытия.
Это все геймплей, а что же с сюжетом? Ну, с момента попадания Аманды на Севастополь сюжет концентрируется на том, что ей надо оттуда выбраться, потому что вокруг сумасшедшие и мертвые. Тут без вопросов, мотивация героини совершенно понятна. На некоторое время Аманда даже забывает о том, что должна найти черный ящик с Ностромо, и пускается в долгие поиски своей команды в попытках связаться с кружащим на орбите "Торренсом". Кстати, озвучена Аманда отлично. Актриса явно переигрывает в некоторых моментах, пытаясь вытянуть одним голосом всю безвыходность ситуации, но в целом получается совершенно убедительно. Дрожание и слезы в голосе, нервные вскрики и учащенное дыхание при встречах с ксеномсорфом. При этом Рипли не стесняется с чувством прошипеть "fuck" сразу же добавляя "Oh God..." в особенно сложные моменты. То есть как персонаж она вполне получилась, хотя и может раздражать некоторых излишней нервозностью (посмотрел бы я на вас, окажись вы в такой ситуации). Проблема заключается в том, что сюжет сам по себе состоит из вереницы заданий, которые в основном заключаются в запуске генераторов и открывании дверей. Станция Севастополь достаточно большая и достаточно разобранная, чтобы таких заданий хватило на почти 20 часов геймплея.
Первое настоящее появление Чужого обставлено несколько странно. За очередным заданием по включению какой-то системы начинается кат-сцена, в которой собственно и появляется ксеноморф. Но кат-сцены не несут в себе угрозы для игрока, а следовательно весь ужас улетучивается, как и Чужой после ролика. Когда у тебя отнимают управление, связь с происходящим на экране ослабевает, превращаясь в фильм. Такое странное решение натолкнуло на мысль, что разработчики не очень хорошо понимают как это быть на месте игрока. И следующие 15 часов игры все больше усиливают это предположение.
Стычки с Чужим до некоторого момента в игре - еще одно ее неоспоримое достоинство. Ксеноморф в своем поведении непредсказуем и угадать его действия сложно. Он настолько непредсказуем, что порой кажется - за его поведение отвечает генератор случайных чисел. Он может долго стоять на одном месте, после чего рвануть в другой конец карты. Или залезть в вентиляцию чтобы через несколько секунд оттуда опять вылезти. Такое поведение порой кажется совершенно идотским, но выполняет свою функцию, перехитрить ксеноморфа можно только постоянно двигаясь. Потому что победить его как в шахматной игре невозможно: он сожрет все фигуры, контрольные часы и шляпу гроссмейстера. На одном уровне я порядка 20 минут пытался выждать нужного момента, чтобы проскочить мимо Чужого. Каждый раз в этой последовательности действий что-то шло не так и меня цинично сжирали. После этого я понял, что проходить уровень надо почти не останавливаясь, тогда шансы миновать рандомного Чужого возрастают. Кстати, это как плюс, так и достаточно большой минус. В какой-то момент понимаешь, что нестись сломя голову проще, чем осторожно пробираться из одного темного угла в другой. При таком стиле прохождения, раз за разом разбиваясь о хитин ксеноморфа хотя бы успеваешь добежать до следующего чекпоинта. То есть умереть 5 раз за 10 минут и пройти дальше оказывается выгодней, чем умереть 1 раз, но тупо потерять 10 минут. Это достаточно сильно портит неторопливый ход повествования. И да, чекпоинты тут нужно активировать самому, засовывая карту доступа в телефонный аппарат, а потом ждать 3 секунды до подтверждения.
И все это было бы отлично и захватывающе, если бы не одна маленькая деталь - 20 часов мы будем заниматься исключительно этим без какого-то намека на разнообразие и продвижение по основному сюжету. Мы будем запускать генераторы, бить по клавиатурам,
открывать двери и нажимать рычаги. При этом никаких склеек в повествовании не будет, если надо добраться из одного конца станции в другой, мы будем вызывать вагонетку и ехать до транзитной станции и проходить по одним и тем же местам по нескольку раз. И вот здесь, когда новизна ситуаций пряток от Чужого и схваток с людьми начинает тускнеть, сюжет не приходит на помощь. По сути мы должны сотрудничать с персонажами, которых до этого видели не более 5 минут от всей игры. И ни один из этих персонажей не может ничего предложить за свои бесконечные просьбы о помощи и советы по навигации. Разве что андроид Сэмуэльс помимо нечеловеческой силы и мягкосердечности обладает чем-то похожим на характер,
за что быстро и трагически жертвует собой. У игры есть порядка 3 точек, в которых она могла бы закончиться, но она с настырным упорством продолжает идти дальше, ставя Аманде все новые, порой совершенно идиотские преграды.
Почти в самом конце есть момент, где Аманда должна надеть скафандр и выпрыгнуть в шлюз, чтобы попасть на "Торренс "; тут ее хватают чужие и утаскивают в комнату для фейсхаггеров. После этого она снова должна пройти длинный путь, чтобы опять вернуться к этому гребаному шлюзу. Где-то на этом моменте я уже хотел удалить игру.И как не печально, концовка игры никак не скрашивает все те часы, которые были потрачены на ее достижение. Может это намек на сиквел, может это просто открытая концовка, но сделана она очень небрежно и быстро. Поэтому рекомендовать Alien Isolation можно только преданным и терпеливым поклонникам первого фильма. Ее атмосфера безупречна, геймплей работает, не опускаясь до полного копирования других хорроров, но все это размазано на долгих 20 часов ничем не обоснованного сюжета, единственная цель которого раз за разом заставлять игрока выполнять однообразные задания.
Тем не менее, я все равно рад тому, что эта игра вышла, а я ее прошел. Жаль, что она не смогла уместить себя в более лаконичную форму, где все недостатки были бы менее заметны.
PS.
Мне не нравится вся эта хрень с приравниванием Чужого к обычному хищному животному, который оригинальным способом ищет себе пропитание. Чужой это воплощение целой россыпи человеческих страхов (включая страх изнасилования и собсвенной подавленной сексуальной энергии), а не огромный инопланетный аллигатор!
PPS. Спасибо, что дочитали до этого места.