Ну что ж, опубликую, так сказать, свои чуть развёрнутые впечатления от фильма:
Итак, какое-никакое Будущее. Конечно, в Будущем есть СпЭцназ. Знакомство с российским спецназом образца Будущего происходит лихо: открываются двери вертолёта, оттуда высаживается группа психов. Психи летали на задание. Как и положено психам, психи выясняют отношения. Далее они отношения будут выяснять постоянно – фактически, нормально в первой части никто друг с другом не общается. Налицо полная деградация российского спецназа. Во-первых, туда попали психи. Во-вторых, женщины. В-третьих, спецназ министерства обороны почему-то спасает (освобождает?) заложников (тоже может, но этим есть кому помимо них заниматься). В-четвёртых, судя по тому, как лихо они друг с другом, а особенно с командиром группы разговаривают, инструкции, устав для них – пустой звук. Один из психов категорически не согласен с главным среди них, его горячо поддерживают остальные. Главный отдал приказ эвакуироваться, оставив несколько заложников. Откуда, почему, где, что с оставленными – ничего не понятно, кроме того, что Гоша Куценко – сволочь. Зритель должен понимать – здесь Конфликт. Судя по обильно показанным далее фотографиям, психи знают друг друга уже очень давно – вместе психовали на самых различных заданиях. Видимо, под командованием всё того же Куценки. Столько лет вместе, и тут пришло прозрение. Хотя, мастера киноискусства закручивают интригу в потолок: конфликт усугубляется тем, что главный псих и несогласный псих не могут поделить, кому же трахать единственную в группе бабу. Ситуация дичайшая. Психоз крепчает, главный псих психует, психи во главе с несогласным психуют в ответ, баба поддерживает несогласного, все рвут жетоны и кидают к ногам Куценки – подавись, скотина, нашими погонами. Группа психов распадается.
Проход пять лет, российские учёные, крепя оборону родной страны, в секретной-секретной лаборатории синтезируют мега-вирус. Налицо полная деградация российской науки, ибо законы синтезирования вирусов в Будущем просты – нажал не на ту кнопку, всё накрылось медным тазом. Как мы знаем из фильмов, военные ничего не могут сделать правильно – у них если не понос, то золотуха. Если не убежит на волю, круша всё на своём пути, солдат-зомби, то уж ядерную боеголовку они точно потеряют. Здесь случается полный апокалипсис – кривой принтер пропечатывает дважды одну и ту же строчку, в результате чего в параметры синтезируемого вируса закладывается не то значение, которое планировали. Почему дальше всем на станции наступает конец, отчего – Загадка. Вероятно, создателям фильма это тоже не известно. Предлагаю принять единственный разумный вариант – на объекте подхалтуривали, втихую выращивая дурь, опыты ставили на себе.
Тем временем, нас знакомят с семьей психопатов-спецназеров – спецназер Куценка теперь на штабной должности и живет с бабой-спецназершей. Она постоянно пьёт, не готовит, не моет посуду и ни в какую не желает беременеть от Куценки. Ими обуревают высокие чувства – она таким образом Тоскует по Несогласному психу (видимо, до этого психовала с ним, а потом рассталась), а Куценка её Любит и Принимает Такую.
Так бы и продолжалось это тихое семейное счастье, если бы поступивший вызов от начальства по поводу ЧП на секретной станции. Начальству не нравится, что станция не отвечает на вызовы, но ещё больше не нравится то, что в радиоэфир посылаются какие-то сигналы. Это может насторожить каких-то наших невероятных противников, которые сразу же приедут инспектировать, обнаружат секретную станцию, а у нас подписан договор... Чтобы не разрабатывать оружие массового поражения... А те, конечно, тоже гонят заразу... Но договор... Конфуз... В общем, налицо полная деградация российской то ли дипломатии, то ли государственности. Поскольку «подаётся открытый сигнал, который не поддаётся дешифровке», но какую-то контрольную комиссию это напряжёт. Ещё бы, хер знает – что там за сигналы у русских с островов! Кому и зачем они там сигналят. Видимо, чуть вырвется из России какой электромагнитный сигнал, какой-то радиолюбитель включит что-то, и мировое сообщество роняя кал бежит инспектировать место, откуда исходят сигналы. Кроме того – внимание! – оказывается, помимо лаборатории на острове присутствуют шахты МБР! Странно, что там же не размещены склады химического оружия и полки стратегических бомбардировщиков.
В общем, описывать какое-никакое смысловое наполнение фильма возможным не представляется. Оно шедеврально.
Ладно со смыслом, перейдём к эмоциям. «Параграф 78» преподносили как ответ бездуховному Голливуду – русский боевик с драмой. С надрывом.. С непростыми отношениями. По факту, в фильме никаких других, кроме очень непростых, отношений и нет. Надрыв виден в каждой сцене. Показан он с помощью всего двух приёмов: тупые шутки перемежаются истерикой. Когда же в кадре возникает любовный треугольник Главный-Баба-Несогласный, происходит истерика на фоне тупых шуток. Создатели «Параграфа» ведут со зрителем диалог:
- Непростые у них отношения, - говорят зрителю режиссёр со сценаристом.
- Ух ты, действительно, непростые, - соглашается зритель.
- Весьма непростые, надо сказать, - подмигивают создатели.
- Понятно, что уж тут попишешь, - отвечает зритель.
- Кстати, а отношения у них-то, они непростые, - снова вторят друг другу киногуру.
- Я уже понял, - удивлённо говорит зритель.
- Так вот, мы и говорим, что непросто у них в отношениях всё, - наклонясь к зрительскому уху жарко шепчут киношники.
- По-моему, вы уже говорили об этом, - раздражается зритель. Не глухой, чай.
- Глухой, не глухой, а отношения у них НЕПРОСТЫЕ!!!
Ладно, смысла мы не обнаружили (немного найдётся отцов-командиров, готовых ставить из-за непростых отношений внутри группы под угрозу выполнение задания), но нельзя же доводить до абсурда. Сначала фонтан эмоций на экране начинает раздражать, потом становится неимоверно скучно. Главная проблема «перегнутой палки»: картонным персонажам, фонтанирующим картонными эмоциями, сочувствовать категорически не получается.
Кажется, нас убеждали, что в «Параграфе» есть крепко сработанные диалоги с отмашистыми фразами, намертво заседающими в сознании. Возможно, во второй части они и есть. Но первая навсегда запомнилась по мощнейшим калькам с английского:
-- Не могу поверить, ты ЭТО СДЕЛАЛ!
-- Я ЭТО УЖЕ ДЕЛАЮ!
Какой-то беспомощной/повисшей в воздухе/не пришей к чему тарабарщиной:
-- Не обижайтесь, ребята всегда придумывают имена, но в этом есть какой-то смысл.
И плоскими шутками:
-- Как она тебе нравится?
-- Мне нравится, когда она сверху.
Отдельно надо сказать о некой певице Славе, которая исполняет одну из главных ролей. На её фоне актёрские способности Милы Йовович – божественны. Певица Слава бычит весь фильм с одинаковым выражением лица на бритом черепе. При этом вообще не понятно, какого чёрта за эту мечту латентного мазохиста-гомосексуалиста надо переживать. Драться за такую женщину могут только два психа. При этом ни сам процесс, ни результат ничего занимательного не обещают.
Дальше тезисно:
- ВСЯ «станция» (а это примерно с половину фильма) – скучна до зевоты. Даже когда бессмысленно и беспощадно, шаолинь-стайл из китайских боевиков, заскакал зомби.
- Почти все элементы, из которых собрана данная унылая конструкция (пусть пытливые посчитают, что из чего насобирали) – вторичны. «умный дом»/«тюрьма»/«сцена в дУше»/«миниган»/«концепция зловещего лабораторного комплекса»/«шутки вертолётчиков» и пр. И так же вторично по отношению к оригиналам смотрятся.
- Киномонтажёр, ловко разрезавший кино на две части, демонстрирует гениальный подход: например, смонтировано так, как будто офицер с бутербродом немедля телеграфирует Гоше.
- Что там обошлось в такие громадные деньги? Посадку «Ка» можно было взять и из кинохроники.
В общем и целом из фильма мне понравилось:
*
Шутка про боулинг.
*
Сцена побега Фестиваля.
*
Полный разрыв шаблона "про океан".
То есть, получился очередной шедевр.
С нетерпением жду второй части.