Долгие прогулки по трем экранам мертвенно-бледной Барселоны, выполнение FedEx-поручений и утомительный осмотр гигантской канализации, густо населенной "фрагами", — вот чем может похвастаться первая половина игры. Дизайнеры не стесняются подсовывать нам идентичные квесты и умственно отсталых жителей. Кузнец охотно выбалтывает страшный секрет Инквизиции в разговоре с первым встречным — оказывается, борцы с магией регулярно заказывают у него волшебное оружие. В соседнем квартале бродит клирик, выполняющий личную просьбу Торквемады; ему поручено настолько важное задание, что он не стесняется делиться им с главным героем. Потерявшиеся дети, украденные матценности, заказные убийства лидеров мелких фракций — все в соответствии с ГОСТ 19024-209 "О начинке среднестатистической RPG". После Baldur's Gate и Neverwinter Nights подобные "развлечения" вызывают лишь презрительную ухмылку. Иногда встречаются особо тяжелые экземпляры. Нравится ли вам перспектива перещелкать курсором всех крысолюдей в катакомбах только для того, чтобы выяснить, кто из них — вор?
Разогнать тоску призваны глупые квестовые NPC, периодически вступающие в нашу партию. Взявшись сопровождать какого-нибудь Сервантеса, вы получите дополнительные глюки, n-цать минут нервотрепки и сотню "лоадов", ибо хилый товарищ постоянно лезет в самое пекло, принимает на себя оплеух больше, чем может унести, и молча склеивает ласты. Помощи — никакой, сплошное расстройство. Алгоритм прохождения: с помощью специальной кнопки оставляем напарника отдыхать в безопасном месте, "зачищаем" район и лишь затем тащим за собой VIP. Запишите, пожалуйста, в счет пять лишних часов геймплея.
А в свободное время мы общаемся с интерфейсом. Сказать, что он уродлив, — значит сделать незаслуженный комплимент. "Горячие" клавиши, к счастью, на месте, но все остальное... "Кукла" превратилась в невзрачную полоску высотой 40 пикселов, зато изображения предметов в инвентаре вымахали до поистине гигантских размеров. Если в других RPG содержимое карманов обычно умещается на паре экранов, то здесь придется активно работать "мышью", проматывая огромные кольчуги, гипертрофированные волчьи шкуры и стрелы-мутанты. Столь же эргономично сделана карта, не разрешающая делать пометки и прокладывать маршрут, а за отсутствие нормальной "паузы" вообще хочется оторвать руки. Валиум нам поможет.
A S.P.E.C.I.A.L. kind of crap
Во второй половине действо плавно меняет ритм и вырождается в убогую пародию на продукцию Blizzard (или, если хотите, клон Zax: The Alien Hunter). Орды, банды, оравы, толпы, кучи топорно нарисованных монстров прут на нас волнами, заставляя тратить ману, лечебные пузырьки, нервы, время и терпение. Мало того — они двигаются с околосветовой скоростью, превращая и без того лихорадочный процесс закликивания в изощренную пытку.
Очень хочется найти в настройках опцию "instant kill", ибо на десятикадровую анимацию уродцев, слабо напоминающих скорпионов, волков и прочую живность (наиболее сильное впечатление производят водяные, похожие на бешеных вислоухих лягушек кислотной раскраски), без слез не взглянешь. Очень хочется спросить у художников Reflexive, как им удалось изготовить спрайты, которые выглядят и ползают хуже, чем полностью трехмерный зоопарк старинного Revenant. И очень хочется пристрелить главного героя, щеголяющего походкой зомби-паралитика. В миллиардный раз услышав коллективное хрюканье тварей, напоминающее сморкание в микрофон, вы будете с упоением представлять, как хватаете за шкирку звукорежиссера и прокручиваете ему гнусную какофонию на максимальной громкости. Die, die, DIE!!!
Ролевая система S.P.E.C.I.A.L., залетевшая в эту помойную яму по чистому недоразумению, тихо бьется головой об пол в такт щелчкам мыши — ей тут делать нечего. Ее возможности задействованы от силы на 10 процентов, а баланс и фирменная свобода действий, сделавшая Fallout народным культом, жестоко обрублены. Единственная приемлемая комбинация — "воин, специализирующийся на двуручном оружии и изучающий магию"; прочие виды персонажей не доберутся и до середины 20-часового геймплея. Коллекция перков вызывает зевоту, а разрекламированные "расы" отличаются друг от друга т.н. "уникальными" чертами, общая формула которых сводится к "плюс X% к параметру А, минус X% от параметра В". Из «мирных» умений пользу приносят лишь вскрытие замков, дипломатия да поиск ловушек, остальные — бездумная трата драгоценных “skill points”.
Дизайнерам Lionheart, похоже, самое время ознакомиться с Dungeon Siege, где экшен блестяще сочетался с продуманным до мелочей интерфейсом и не мешал развитию сюжета. Откровенно говоря, непонятно, зачем Black Isle решила приклеить свою патентованную систему к одноклеточной аркаде, ибо здесь можно было обойтись статистикой в духе первой Diablo. Впрочем, тогда слоган "Uses the S.P.E.C.I.A.L® role-playing system as seen in Fallout™" потерял бы всякий смысл, а это очень плохо для маркетинга...
Гарсон, счет!
Визуальный ряд — нисколько не впечатляющий, с уклоном в серость и невозможностью вырваться за рамки 800х600. Анимация просто чудовищная. Дизайн — бездарный, начиная от простейших вещей типа инвентаря и заканчивая общей концепцией мира. Озвучка — излишне приторная и временами наигранная; раздражают фальшивые акценты. Сюжет не тянет даже на уровень детской книжки-раскраски. Музыка вылезает в самые неподходящие моменты, быстро надоедает одними и теми же трелями, после чего отправляется вслед за (д)ушераздирующими звуковыми эффектами. Ежели кому интересно, еще есть хромающий на обе лапы “multiplayer”.
Нас волнует один вопрос: зачем целых две студии битых полтора года работали над этим убожеством? Чтобы продемонстрировать плачевное состояние дизайнерской мысли сотрудников Black Isle Studios и вселить ужас в тех, кто отчаянно ждет третьего пришествия Fallout? В очередной раз доказать, что арканоид и RPG, — это две большие разницы? Составить достойную конкуренцию "шедеврам" вроде Prince of Qin, "Князь 2" и Gorasul?
Если так, то можем поздравить авторов: свою задачу они выполнили на все сто.
P.S. В момент сохранения игры Lionheart катапультировалась на «рабочий стол» или повисла? Попрощайтесь, пожалуйста, с "сейвом" — теперь он безнадежно испорчен.