Форум портала Metropolis Галерея   
Добро пожаловать. Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь.
14 Май 2024, 17:07 *

Поиск по Форуму
 
   Начало   Помощь Поиск Правила Войти Регистрация  
Страниц: [1]   Вниз
  Печать  
Автор Тема: Домашняя алхимия для плохих CD  (Прочитано 2313 раз)
0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.
Bahan
Житель форума
*****

Репутация: 159
Сообщений: 3327


Великий и Ужасный, широко известный в узких кругах

: 02 Май 2013, 14:43

Не всякий диск на нашей полке или в контейнере нас устраивает по качеству звука. Даже не анализируя его, мы знаем и различаем дешевое и дорогое звучание. Тратиться на дорогие диски не всегда целесообразно. Здесь и пригодится беглый обзор средств обработки диска, который поможет повысить качество его звучания и создать здоровую конкуренцию флэш-плееру. CD бьет флэшку по части тонкой информации или окраски звука. Окраска – буквально в ваших руках.

Производство и тем более копирование компакт-диска – уравнение со многими неизвестными, начиная от звуковой карты (если копирование пиратское, компьютерное) и кончая гласс-мастером (или матрицей литья дисков). Одна и та же музыка оказывается разной по звуку и восприятию, если только она существует на разных дисках, отлитых на разных заводах и выпущенных разными рекорд-компаниями с различной «идеологией звука». Отсюда – разные цены на европейские, американские и японские CD-издания и преданная армия ценителей каждой из категорий, которая готова переплачивать за «свой» звук. Показательна судьба пиратских и так называемых лицензионных (российских) релизов, которые недаром стоят впятеро ниже оригиналов.

Цифра неблагосклонна к низкочастотным сигналам малого уровня громкости (басам) – и это стало одной из причин распространения ремастеринга, то есть фактически искусственного повышения обертонов в музыке, прежде выпущенной в аналоге; а следствием становится фактически новая и неузнаваемая старая музыка. Ремастеринг расставляет в таких ре-релизах новые ударения, выделяет иные обертоны, чем изначально задумано – и это плохо. Зачастую весь секрет коммерческого успеха музыки кроется только в «интересном» первоначальном сведении и мастеринге программы. Добавьте к неверному ремастированию последующее пиратское (или лицензионное, или CD-R) копирование – и вы получите ошибку на ошибке вместо нормальной музыки. Неплохо для коммерсанта, но печально для потребителя.

Мало кто пытается «аргументировать» здесь, что «цифра в цифру – звучит одинаково». Разница звука разных дисков (оригиналов и копий) слишком очевидна. Но логика подсказывает, что дело поправимо. И логика эта правильна. Попытки исправить или унифицировать звук не очень хороших изданий начались в 90-х. Инженеры звукозаписи делали свое дело, аудиофилы в соответствующих журналах – свое. Вот что у них получилось. Ниже перечислены наиболее адекватные меры и дано руководство для самостоятельных действий пользователя.

1. Улучшение диапазона частот и плотности записи CD во время его производства. Покрытие, известное в народе как «золотое», добавляет несколько дБ по ВЧ и тем самым очерчивает басы, улучшает ритм в программе, выделяет планы в звуковой сцене. Еще лучше апсэмплинг - узнается по надписям DSD mastering, Super Bit (никакой связи с одноименной пиратской серией DVD), 24 bit и аналогичным. Наилучшее качество путем тщательной инспекции всех этапов изготовления достигнуто японскими инженерами Тагучи и Йошида в формате совместимого «компакт-диска экстра-разрешения» XRCD. На этих дисках реализованы не только «правильные» обертоны, но и мощность, присущая любому музыкальному исполнению. Относительно неплохо звучит совместимый РСМ-слой, добавленный в несовместимые (или частично совместимые для CD-проигрывателя) форматы Dual Disk, DVD-Audio, SACD. Мультиформатный проигрыватель DVD обязан отыгрывать такой hi-res, тогда как универсальный проигрыватель считывает более «простой» формат МР3 – и оба, разумеется, понимают DVD-Video. Что касается МР3, то в литье и при условии качества студийной записи оригинала он играет хотя бы терпимо. Когда РСМ-версия аудио-альбомов включается на DVD-Video, она тоже звучит с заметным расширением АЧХ, хотя теоретически ограничена форматом CD.

2. Стабилизация вращений диска при воспроизведении. Вот и началась собственно алхимия. Если вы не располагаете транспортом вроде неподражаемого TEAC VRDS, то можете имитировать его эффект, наклеив поверх наката диска полоски скотча так, чтобы они более-менее равномерно охватывали центральное отверстие или лучше – его периметр. Без завихрений, пузырей и липкости! Очень эффектно для «тощего» и «стеклянного» (glare, как говорят англичане) звука пиратских дисков. Важно не слишком превышать вес самого диска, чтоб не напрягать механизм. Если новшество надоест, то при отрыве полосок следите, чтоб на них не налипла краска наката: такой «дырявый» диск будет пропускать луч без отражения.

3. Мытье и катанье. Еще алхимия. Это не каламбур от поговорки, а реальность именно отечественных изданий (как лицензионных, так и пиратских). Диски на наших заводах не проходят отмыва после производства, к тому же рассылаются для упаковки на штырях, еще больше загрязняясь мелкой въедливой пылью. Видео диски от этого теряют луч (дефект перескока или остановки кадра), а аудио – теряют качество звука. Идеальный промыв происходит в ванночке с жидкостью для чистки оптики, где диск вращается, а после осушается бархатным валиком и мини-пылесосиком (изобретатель - фирма Discwasher). Нечто похожее самостоятельно: наносите на диск немного жидкого мыла, под струей горячей воды (!) подушечками пальцев (!) распределяете и трете по всей поверхности, смываете горячей водой (можно подержать в горячей воде). Внимание: нельзя применять к болванкам – их самодельный накат смывается, их звуку и трекингу ничто не поможет. Отряхнув диск, промокаете его рулоном туалетной бумаги, словно валиком. Впрочем, лучше купить валик для чистки одежды.

4. Нагрев или охлаждение. После получаса в морозилке холодильника дорожки диска съеживаются вместе с его массой. Этих нано-изменений достаточно, чтобы повлиять на фокус и передачу данных. Эффект не замедлит сказаться в виде более точечного положения инструментов и субъективно улучшенных ВЧ (но ухудшенных НЧ!). Неплохо для фирменных дисков, где инженеры усердствуют по услащению программы (есть такой этап мастеринга). Для пиратских дисков, чей звук мелок и сух, лучше будет горячая вода или фен: нагрев расширяет площадь контакта с лучом, что выражается в приближенной или укрупненной сцене, то есть – в добавленной мощности и свободе звучания. Кроме того, эффект холодильника пропадает по возврату вещества в прежнее агрегатное состояние, а эффект нагрева висит очень долго. Мы ведь обитаем в плюсовой температуре.

5. Упорядочивание отсветов. Хотя этот аспект технически развенчан (в том числе, на форуме нашего сайта), в России успешно апробирован по крайней мере один аудиофильский зеленый фломастер: Clearlight Audio Stoplight. Еще лучше и слышимее работает комбинация в виде прозрачных наклеек на накат диска с зелеными окружностями (дистрибьютор – A&T Trade). Возможно, не настолько критично для фирменных, как для пиратских аудио-дисков. У них пропадает все то, что мы называем «дешевый звук» и с чем готовы мириться из-за бросовой цены. Автор этой заметки любопытства ради перепробовал разные составы и оттенки зеленого – от профессиональных художественных до школьных фломастеров, а также другие цвета. Все они субъективно иначе меняют звук диска, но при этом слабы (и смываемы водой) в сравнении с указанным выше изделием. Для желающих экспериментировать: красьте строго по желобку вокруг центрального отверстия (если он есть) и по кромке и ребру периметра, не захватывая рабочий слой. Собственный накат диска не мешает, хотя влияет на звук тем же образом: прозрачные диски звучат типа glare, диски с дизайном - погуще.

6. Наращивание рабочего слоя. Производный от перечисленных выше, этот метод оправдывает любые напыления на рабочую поверхность диска, которые не содержат химического растворителя, пропускают луч, при этом ложатся ровным слоем и водо- и грязеустойчивы. Цель – хоть немного увеличить фокусное расстояние (фокусировка луча фактически начинается по достижении поверхности диска). Отлично подходит воск в составе мебельной полироли, хуже – лак для волос (блокирует луч). Нужно обязательно отполировать – подойдет бархотка для очков. Автор заметки был столь заинтригован феноменом реакции окраски звука, что поэкспериментировал с нетипичными веществами. Если читатель пойдет таким путем, то вернуться к «чистому, светлому и вечному» CD ему поможет аэрозоль для чистки фотооптики. Она практически не оставляет следа. Ее же можно рекомендовать для всевозможных чистящих дисков, в которых закончилась комплектная жидкость.

7. Аэродинамика. А вот предложение, которое нигде никогда еще не звучало и вскоре должно быть «позаимствовано» всеми экспертами и аудиофилами. Это же предложение было недавно сделано корпорации EMI, но ее представитель не выразил заинтересованности. Изготовители дисков – легитимные или пираты – сегодня делают ставки только по крупному: смена форматов или приоритетный релиз кассовой позиции, например. Поэтому не ждите промышленного внедрения новшества, а внедряйте его сами кустарно – это необременительно и работает. Итак, возьмите в руки фирменный диск и ощутите ребро его внешней окружности. Отшлифованное и гладкое? Теперь возьмите простого пирата. Ребро царапается и режется двумя острыми гранями, не так ли? Если да, то попробуйте сгладить грани, не тронув остальные поверхности диска. Обоприте грань об острие лезвия бритвы или об ластик и вручную оберните диск вокруг своей оси. После одной-двух процедур грань должна сгладиться. Смахните пыль и ставьте диск на проигрыватель. Я не поверил своим ушам и дал послушать «нейтральным» людям, которые подтвердили: звук стал почти совсем «фирменным». Я обрадовался и тем же образом сгладил центровое отверстие пирата. На этот раз никто не услышал разницы. Значит – не самовнушение.

Оговорки

Цель данной заметки – показать, что цифровая запись на механическом носителе подвержена тем же физическим факторам, что и прежние аналоговые носители. Вооружившись знанием, читатель может искать в этом направлении более плодотворно. Любой тритмент (протирка) действительно меняет окраску звука CD и трекинг видеоданных. Многие «прыгающие» диски от этого сильно выигрывают. Некоторые составы чистящих средств оставляют разводы или вызывают помутнение рабочей стороны диска. Это считается в пределах нормы и, как правило, не мешает трекингу. В крайнем случае, всегда можно вернуть диск в изначальное состояние. Смыть состав водой и мылом, а потом воспользоваться упомянутой бархоткой для протирки очков. Это идеальное средство со времен «эпохи винила». Если и бархотки нет под рукой – сойдет вафельное полотенце (оно не оставит царапин и волосков). Для ликвидации выбоин и царапин на рабочей стороне диска, можно воспользоваться гигиенической губной помадой, но эта филигранная операция грунтования не оправдывает временных и моральных затрат – диск проще выбросить. Задел, возможно, поможет лучу сохранить трекинг, но будет грозить размазаться по поверхности и заблокировать луч дальше. То же самое относится к затирке царапин ластиком либо зубной пастой и к схожим спецсредствам кустарной полировки диска. Как зеницу ока следует оберегать от воздействий (за исключением выше указанных) накат диска. Всякая царапина на этой стороне диска чревата непоправимым дефектом.

Автор: Владимир Елбаев
30 октября 2006
Цифровик (http://www.cifrovik.ru/)

Навожу движуху везде где только можно и особенно там где нельзя. )))
ArMiN
Житель форума
*****

Репутация: 157
Сообщений: 1886


Сервер CS1.6 Anthill =========>>>

Ответ #1 : 02 Май 2013, 15:00

оО а что такое диски ? пойду у деда спрошу )


может в 2006 году это было и актуально .. а сейчас кому это нужно все? у меня из дисков то не осталось нифига .. и сидиромы от пыли уже наверно даж и не работают ..

Bahan
Житель форума
*****

Репутация: 159
Сообщений: 3327


Великий и Ужасный, широко известный в узких кругах

Ответ #2 : 02 Май 2013, 15:08

а сейчас кому это нужно все?
Тем у кого большая коллекция CD и HI-FI-йный (как правило старый 80-х - 90-х годов) CD проигрыватель. При использовании компьютерного CD-DVD рома и мультимедийной компьютерной акустики это неактуально.

Навожу движуху везде где только можно и особенно там где нельзя. )))
PETR
*****

Репутация: 276
Сообщений: 4600


Wind draagt het licht

Ответ #3 : 02 Май 2013, 16:20

Сгладить грани пиратского диска? Да это уже верх маразма - там не столько грани убиты, сколько сам диск кривой - причем сразу в 3-х плоскостях. Да и действительно всем на это уже пофиг. Когда для ПК давно есть формат файла, где идет аналогичный принцип записи, только в файл.

i7 8700K 5Ггц/MSI Gaming M5/32Гб DDR 3333 cl 16/GTX1080-2123/11000
Bahan
Житель форума
*****

Репутация: 159
Сообщений: 3327


Великий и Ужасный, широко известный в узких кругах

Ответ #4 : 02 Май 2013, 17:18

Если честно мне плоскопараллельно, т.к. я уже давно пользую SD карты для вавок и внешний ЦАП, а старые cd-плееры и их проблемы меня не интересуют абсолютно.
Просто интересно выяснить насколько честный flac на торрентах и сильно-ли он отличается от оригинала.

Навожу движуху везде где только можно и особенно там где нельзя. )))
OLEGA
*

Репутация: 1336
Сообщений: 9867


Email
Ответ #5 : 02 Май 2013, 18:30

Нефиг было болгарские покупать

Автор: Владимир Елбаев
30 октября 2006
Временем и фамилией автора не ошибся ?
« Последнее редактирование: 02 Май 2013, 18:32 от OLEGA »
Safron
Житель форума
*****

Репутация: 1066
Сообщений: 4754


Ответ #6 : 02 Май 2013, 18:33

Домашняя алхимия для плохих CD
Bahan
Житель форума
*****

Репутация: 159
Сообщений: 3327


Великий и Ужасный, широко известный в узких кругах

Ответ #7 : 02 Май 2013, 20:01

Нефиг было болгарские покупать
А у меня все болгарские, сейчас они меня полностью устраивают. Когда был старый сидюк (без борьбы с джиттером) не устраивали, большую часть дисков сдал в скупку о чём сейчас жалею. На современном CD проигрывателе всё звучит изумительно.
Меня интересует другое: насколько сграбленные компьютерным DVD-ромом с помощью EAC файлы flac на торрентах отличаются от фирменных оригиналов. Интересная тема: http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=322981
Автор: Владимир Елбаев
30 октября 2006

Цитировать
Временем и фамилией автора не ошибся ?
Да нет, интересный материал просто. Елбаев культовая фигура в hi-end аудио.

Навожу движуху везде где только можно и особенно там где нельзя. )))
Safron
Житель форума
*****

Репутация: 1066
Сообщений: 4754


Ответ #8 : 02 Май 2013, 20:52

А я бы с В.Елбаевым спорить не стал...

OLEGA
Страниц: [1]   Вверх
  Печать  
 
Перейти в:  

Powered by SMF 1.1.21 | SMF © 2006-2009, Simple Machines
Text only version | PDA version