Дело в том, что эта платформа, единственная из всех, находилась в семи милях от берега и не попадала под юрисдикцию Великобритании. Этим обстоятельством и воспользовался английский майор в отставке Рой Бейтс, который 2 сентября 1967 года объявил заброшенную морскую базу новым суверенным государством.
Нанятые им высококвалифицированные юристы тщательно проштудировали международное право и не нашли никаких препятствий для этого. Так территория размером с теннисный корт стала Княжеством Силенд (Principality of Sealand), сам Рой — князем, а его жена соответственно княгиней. Подданными новоявленного князя стали остальные члены его семейства, а также некоторые другие лица, объявившие о своей лояльности к самодержцу.
Он установил на платформе дизель-генератор, соорудил жилье и стал вместе с семьей там жить. Вскоре он смонтировал радиостанцию, которая вышла в эфир под позывными «Радио Эссекса» . Радиостанция транслировала модную музыку и рекламу. А поскольку платформа находилась в семи милях от берега, то есть в нейтральных водах, радиостанция не подчинялась никому. Бейтс не соблюдал законов об авторском праве, не платил налогов, позволял себе работать на любой волне. Радиопиратство оказалось прибыльным, и вскоре он стал очень богатым человеком.
Какое-то время власти Великобритании смотрели сквозь пальцы на новоявленное государство, но в конце 1968 года правительство сочло, что шутка несколько затянулась, и предприняло попытку положить конец этой двусмысленной ситуации. Военные корабли вошли в суверенные воды княжества Силенд, однако были встречены предупредительными залпами орудий. До кровопролития дело не дошло, но против Роя Бейтса, который все еще являлся гражданином Великобритании, было возбуждено уголовное дело.
Однако решение суда Эссекса явилось совершенно неожиданным для британских властей. 25 ноября 1968 года суд признал себя некомпетентным в деле Роя Бейтса, так как юрисдикция суда не выходит за пределы британской национальной территории. Фактически это стало юридическим признанием суверенности Силенда.
Спустя семь лет княжество обзавелось собственной конституцией, национальный флагом, гимном, почтовыми марками, золотыми и серебряными монетами и паспортами.
В 1978 году Силенду пришлось пережить еще одно покушение на свою суверенность. Один немецкий бизнесмен нанял голландских моряков для захвата лакомой железобетонной площадки. В отсутствие князя, который в тот момент находился с деловым визитом в Великобритании, агрессоры захватили княжество и взяли в заложники сына Роя Бейтса — Майкла. Однако Рой собственными военными силами освободил сына и взял в плен всех незадачливых завоевателей.
Голландцев князь освободил практически сразу, так как, согласно Женевской конвенции, все военнопленные после окончания войны должны быть освобождены. А вот основного зачинщика — немца, который на тот момент успел обзавестись паспортом гражданина Силенда, обвинили в государственной измене и судили по силендским законам.
Правительство Германии обратилось к правительству Великобритании с просьбой вмешаться в конфликтную ситуацию, однако англичане сослались на решение суда от 1968 года, и немцам пришлось посылать своего дипломата в княжество Силенд. Князь Рой, учитывая, что данный факт государственной измены все же не привел к человеческим жертвам, проявил поистине царское великодушие и освободил осужденного.
Следующее испытание выпало на долю княжества 1 октября 1987 года, когда Великобритания объявила о расширении своих территориальных вод от трех морских миль до двенадцати. Однако князь Рой буквально накануне этого дня успел объявить о своем собственном решении расширить свои территориальные воды до тех же самых 12 миль, тем самым успев блокировать решение британского правительства, угрожавшее его суверенитету.
После этого на возможности княжества обратили внимание крупные международные дельцы. На поток было поставлено изготовление различных документов с гербом Силенда. О прибылях от этого производства можно судить по таким цифрам: международные водительские права продавались за тысячу, дипломатический паспорт за семь тысяч, а гражданство с освобождением от налогов за десять тысяч долларов. По данным Интерпола, в мире сейчас более ста пятидесяти тысяч силендских паспортов. Конечно, в первую очередь их приобретают те, кто живет не в ладах с законом.
Есть среди силендских «граждан» и наши соотечественники. Один из них не так давно попытался сбыть в Испании большую партию бензина, смешанного с водой, на сумму более шести миллионов долларов. При задержании он предъявил паспорт Силенда и настаивал на своей неприкасаемости.
А некто, называющий себя Игорем Евгеньевичем Поповым, даже занимает пост министра экономики и торговли в правительстве Силенда. Своим силендским партнерам он пообещал признание Россией независимого княжества.
Несмотря на многочисленные скандалы, связанные с княжеством Силенд, вмешательство Интерпола и правоохранительных органов многих стран, криминальная активность силендских граждан не снижается, и вряд ли в ближайшее время снизится.
Вы спросите: разве такое возможно? Неужели во всем мире люди так необразованны и легковерны?
По мнению английской газеты «Дейли телеграф» , не только банковские клерки, но и пограничники многих стран, в которые свободно въезжали «силендские граждане» , просто стеснялись задавать вопросы, боясь обнаружить свое невежество. Так что нам еще не раз придется услышать красивое название этой ржавой платформы у берегов Великобритании.
Но если вы думаете, что история Силенда — это какой-то исключительный случай, вы глубоко заблуждаетесь.
Султанат Окуси АмбеноВ 1965 году группа новозеландских студентов завалила все крупные мировые информационные агентства мира пресс-релизами из некоего Султаната Окуси Амбено, который, по их заявлениям, располагался на острове вблизи Восточного Тимора. Поскольку территория на картах была, а никого в просвещенной Европе особо не интересовало, что на самом деле происходит среди девственных племен Океании, их восприняли всерьез и даже рассматривали в ООН на предмет признания. Задуманный как рай для хиппи, Султанат объявил своей основной отраслью промышленности экспорт галлюциногенных грибов. Котировки цен на этот товар умудрялись попадать на первые страницы европейских газет.
Более того, студенты успели заработать целое состояние на продаже почтовых марок несуществующей страны. Студенты, как известно, народ с юмором. Однажды они объявили на весь мир, что власть в Султанате захватили коммунистические повстанцы, и быстро выпустили марку с портретом Ленина, доходы с продажи которой позволили им неплохо существовать еще много лет.
Через некоторое время студенты вернули к власти законного султана, который обвинил Албанию в финансировании повстанцев и в качестве наказания наложил строгое эмбарго на экспорт галлюциногенных грибов в эту страну.
Желающие прослушать национальный гимн страны «И с чего это мы такие великие?» в исполнении хора работников королевской фабрики галлюциногенных грибов могут навестить их официальную страничку —
www.okusi.org. Там же можно получить гражданство Султаната, виртуально припав к стопам Султана, забронировать билет на национальную авиалинию Swiftair, в распоряжении которой находятся целых четыре дирижабля, а также узнать текущий курс национальной валюты, существующей в номиналах 1, 2 и… 3,14!
Новая АтлантидаВ июле 1964 года на маленьком рифе в Карибском море, в шести милях на запад от Ямайки, высадились семеро американцев. Их предводитель Лейчестер Хемингуэй — брат известного писателя — оповестил о создании республики Новая Атлантида.
Хемингуэй-младший объявил себя президентом новой республики, которая находится за пределами территориальных вод Ямайки и совершенно независима. Новоявленный глава государства утверждал, что республику признали Соединенные Штаты Америки, и в доказательство приводил письмо президента США, в котором тот благодарил Хемингуэя за присланные почтовые марки. Письмо начиналось словами: «Президенту Новой Атлантиды» . В Новой Атлантиде был учрежден государственный флаг темно-голубого цвета, в середине которого расположен желтый треугольник. На фоне треугольника — темно-синий глобус.
Княжество СвободыАрхипелаг Спратли в Южно-Китайском море состоит из небольших коралловых островов. На одном из них решил обосноваться филиппинец Томас Глома с братом. Здесь они водрузили свой собственный флаг, а вернувшись в Манилу, объявили о создании ими нового государства, которое нарекли Княжеством Свободы. Была выпущена и подготовлена к распространению новая почтовая марка. Но вскоре Томас был арестован и низвергнут. Обвинение было достаточно грозным: попытка расчленить Филиппины.
Княжество СеборгаНо бывает так, что независимость приобретается совершенно неожиданно. В Италии некогда существовало княжество Себорга, которое со временем превратилось в тихую и скромную деревушку, где единственной достопримечательностью был цветочный магазин. Потом вдруг выяснилось, что в период объединения Италии Себорга ни к каким договорам не присоединялась. Себорганцы немедленно избрали владельца цветочного магазина князем и потребовали независимости и международного признания. И, кстати, были немедленно признаны не кем иным, как Сан-Марино, княжеством, в свое время лишь по счастливой случайности избежавшим присо-единения к Италии. Сейчас этой проблемой всерьез занят итальянский парламент.
Вообще, при всем внешнем сходстве существующие мини-государства часто преследуют совсем разные цели. Например,
княжество Кастеллания, созданное в 1975 году австрийцем Ральфом I, объявило себя первым в мире «государством духа» с населением, но без территории. Набрав с двадцати тысяч граждан по 145 долларов за гражданство, принц Ральф просто смылся.