Новгородская республика, страна после порабощения которой, её граждане были казнены, депортированы или просто бежали спасаясь от преследования.
Особо примечателен достаточно успешный антиновгородский поход Василия Темного (1456 г.), продиктованный прежде всего стремлением Москвы ликвидировать Новгород как альтернативный центр собирания русских земель. Уничтожить же Новгородскую цивилизацию, эту жемчужину Северной Европы, довелось его сыну, трусоватому, по-азиатски жестокому и хитрому Ивану Васильевичу III. В 1471 году он совершил первый поход против независимого государства и предал Новгородскую землю геноциду, приказав "убивать без разбора старых и малых". Как отмечает Н. Карамзин, "Москвитяне изъявляли остервенение неописанное...".
Республика - это громко сказано. Область с особыми привелегиями, так было бы правильнее. Особые вольности (новгородские князья должны были клясться гражданам в точном соблюдении льготных грамот, согласно которым новгородцы могли сами выбирать себе наместника) Господину Великому Новгороду дал Ярослав Мудрый. Однако, независимой республикой он от этого не становился. Походы Василия Темного и Иоанна III на Новгород были обусловлены очень своеобразным проявлением самостоятельности со стороны новгородцев - они оказывали поддержку Дмитрию Шемяке (тому самому, который ослепил Василия, сделав его "темным"), а во время правления Иоанна III пытались сделать литовского князя Казимира своим правителем. Об этом как раз и пишет Карамзин:
Совершилось, чего издавна желали завоеватели литовские, и чем Новгород стращал иногда государей московских: он поддался Казимиру, добровольно и торжественно. Действие беззаконное: хотя сия область имела особенные уставы и вольности, данные ей, как известно, Ярославом Великим; однако ж составляла всегда часть России и не могла перейти к иноплеменникам без измены или без нарушения коренных государственных законов, основанных на естественном праве.
[...]
Еще желая употребить последнее миролюбивое средство, Великий Князь [Иоанн III] отправил в Новгород благоразумного чиновника, Ивана Федоровича Товаркова, с таким увещанием: «Люди Новогородские! Рюрик, Св. Владимир и великий Всеволод Юрьевич, мои предки, повелевали вами; я наследовал сие право: жалую вас, храню, но могу и казнить за дерзкое ослушание. Когда вы бывали подданными Литвы? Ныне же раболепствуете иноверным, преступая священные обеты. Я ничем не отяготил вас и требовал единственно древней законной дани. Вы изменили мне: казнь Божия над вами! Но еще медлю, не любя кровопролития, и готов миловать, если с раскаянием возвратитесь под сень отечества».
Последняя цитата не продолжена, очевидно, умышленно. Дальнейший текст объясняет "остервенение" московитян:
Москвитяне изъявляли остервенение неописанное: Новогородцы-изменники казались им хуже Татар.
К Гитлеру, конечно, это все отношения не имеет, но раз уж тема в оффтопе...