Ну, для начала, более вменяемый, хоть и по-прежнему не самый сильный,
дубляж. Но здесь хотя бы два голоса, а не один. + картинка хорошая.
Что касается фильма, то Стивен Долдри, достаточно "молодой" режиссёр, сотворил если не шедевр, то полотно, как минимум, выдающиеся. Во-первых, "Чтец" это двухчасовой фильм лишённый какого-либо экшена, но при этом не на секунду зрителя не отпускающий. Во-вторых, "Чтец" поднимает очень серьёзные и интересные темы и очень грамотно их раскрывает. В-третьих, "Чтец", это, пожалуй, самое страшное кино о войне из всех, что я видел. Можно сколько угодно долго морщиться на мясо в "Спасение рядового Райна", ужасаться цинизму "Цельнометаллической оболочки" и рыдать над "Тонкой красной линией", но никогда ещё я не видел с экрана войны более страшной, неприглядной и отвратительной, чем здесь. И это при том, что в фильме не прозвучит ни единого выстрела, ни убьют ни одного человека, и не прольётся ни грамма крови. Более того, действие фильма начинается в 50ые, уже послевоенные годы. И, тем не менее, "Чтец" страшен - страшен тем, что в кадре не кровавая бойня и оторванные конечности, но поломанные, исковерканные войной жизни и судьбы, тем, что в кадре не культи и ожоги, а шрамы другого рода – душевные, не заживающие и болящие не только в сырую погоду, страшен тем, что показывает действие войны не на жизни и судьбы конкретных людей, но её действие на целые нации и поколения.
"Чтец" кино камерное - почти всё действие фильма проходит в 5-6 декорациях с вариациями. Сложные съёмки и мало-мальский экшен отсутствуют как класс. Всё напряжение и весь нерв фильма, словно на трёх китах, стоит на игре трёх актёрах: Кейт Уинслет, Дэвида Кросса и Рафаэля Файнса. И класс этой троицы настолько велик, что всё это тонкое и сложное действие под названием "Чтец" они вытягивают легко и не принуждённо. Более того, благодаря их усилиям “Чтец” не воспринимаешь разумом, это, если позволите, кино сенсибильное – его чувствуешь. Чувствуешь каждым нервным окончанием и воспринимаешь всё происходящее на экране так, словно бы всё это происходит с самим тобой. Огромное достижение как режиссёра, так и блистательно отыгравших актёров.
В теле фильма переплетаются несколько линий. В первую очередь это линия любви. Любви запретной, грязной и извращённой, но при этом настолько сильной, что она проходит с главным героем всю его жизнь. Эта любовь разбила его семью, обожгла психику и просто-напросто лишила нормальной, собственной жизни, посадив в отнюдь не золотую клетку его же совести. И несмотря на это он пронёс её в себе сквозь тридцать лет, бережно храня и не забывая, и это… это сильно. Сенсэбил в действие – мурашки по коже. Вторая линия это линия собственно той самой совесть. Совесть как отдельных людей, так и совесть целой нации. Она, совесть, здесь как крест, о котором никогда нельзя забывать, так как неизвестно, кому из нас придётся пронести его через всю свою жизнь. Третья линия это линия войны, она, пожалуй, самая затенённая из всех, но она же и самая всеобъемлющая. Она пропитывает каждый кадр этого фильма. Вот истерика молодого студиозуса после посещения судебного процесса над нацистами (как же много он там сказал блестящих вещей..). Вот безмолвные картины закрытого концлагеря (потрясающая сцена..). Вот девушка, пережившая тот самый концлагерь – у неё на месте руки и ноги, она видит, слышит и разговаривает, но она всё равно инвалид. Вот вам целое поколение, которое ещё долго будет стыдиться своих отцов, и которому предстоит отвечать за их поступки. Не люди, а огарки людей – и рады бы гореть, освещая мир, да сил нет.
Тяжёлый фильм. Советую его не всем, но каждому, кто не разучился сопереживать.
Кстати, по актёрам. Уинслет, конечно, богиня. А Кросс, если не бог, то вполне себе Купидон, но я бы особо выделил Файнса. Не за шибко талантливую игру, он здесь на третьих ролях, после вышеобозначенных товарищей (хоть и он выложился как дай боже каждому), но за то, что скоро у меня появится ещё один актёр с приставкой “умничка”. Файнса с Уиллом “Умничкой” Смитом сравнивать конечно трудно. У него и таланта поменьше, и харизма не та, и типаж узковат. Но как и Смит он блестящи выбирает фильмы. Он был великолепен в великолепном же “Евгении Онегине”, он был неподражаем в неподражаемом “Залечь на дно в Брюгге”, он был лучшим в стерильной “Герцогине”, он, без сомнения,идеальный Волан-де-Морт и в фильме "Чтец" он явно на своём месте. Так-то.