Зал погружён в мистический полумрак. Зрители сидят затаив дыхание и боясь пошевелиться. На сцене разыгрывается настоящая драма - Ромео(Бардем), пытается построить своё счастье с Джульетой(Бролин). Вдруг, совершенно неожиданно, на сцену степенно и важно выплывает Томми Ли Джонс и гробовым голосом зачитывает монолог Гамлета "Быть или не быть". Прочитав, Ли Джонс разворачивается и так же медленно сцену покидает. Зал в недоумение. Из-за кулис высовывается растрёпанная голова постановщика(Дж. Коэн) - "А чего? Два великих произведения ведь лучше, чем одно?!", убеждающим тоном говорит голова и скрывается обратно за кулисы.
Примерно вот таким вот образом, в прошлом году, я начинал поругание фильма "Старикам там не место". В той нетленке Коэны сплели два, в принципе малосвязанных сюжета, в одно целое и это было лишнее. В этом году, работая над эпической драмой "Австралия", Баз Лурман пошёл тем же путём. По большому счёту "Австралию" можно смело делить на пополам и пускать как два разных фильма. Вот вам крутой австролопитекский вестерн, а вот серьёзная драма на остро-социальую тему. Но в отличие от Коэнов Лурман своё произведение иначи структурировал - его сюжеты не переплетены, они идут последовательно. Сначала первая часть, потом символический финал с подведением промежуточных итогов, и сразу же вторая. На мой взгляд это более правильный и интересный подход. Но с другой стороны именно по этой причине на фильм посыплется огромное количество шишек за "скучность и затянутость". Три часа экранного времени зритель редко кому может простить. Что уж - проблема восприятия современного человека. Мы, в массе своей, понятия не имеем, куда потратить своё время, однако фильм метражом в три часа, 4-ых часовой спектакль, или музыкальная композиция длиной этак минут в 12 нас утомляют. Мозговая рефлексия.
Собственно о фильме. База Лурмана можно любить, или не любить, но отказать ему в наличие стиля и вкуса нельзя. Сняв, до "Австралии" всего три фильма, он уже стал узнаваемым. Каждое своё произведение он переносит в какой-то параллельный мир, где всё немножко не так, как здесь. Если это "Мулен Руж", то это мир ярких насыщенных красок и теней, мир пластики, эстетики и вечного безудержного кутежа (и я сейчас не о настроение, а именно о визуальном ряде). Если это "Ромео+Джульетта", то перед нами урбанистический гротеск, город, где все люди актёры, где всё реально и нереально одновременно. Если это "Австралия", то перед нами предстоют безбрежные просторы, красные, величественные, словно обломки исполинских кораблей утёсы, белые как снег журавли, гладкие, безмятежные, похожие на зеркала, водные просторы, в которых отражается бесконечное нежно-розовое небо. Австралия Лурмана это карнавал красок и видов. Австралия Лурмана прекрасна настолько, насколько могут быть прекрасны прерии. Австралия Лурмана это современные буколики - поэтическая идиллия. И вот на этом фоне, вызывающем приступы эстетического экстаза, с сопутствубщим замиранием сердца и порывами бежать за билетами на самолёт, и происходит действие фильма.
При просмотре первых полуторочасов ленты я невольно ловил себя на мысли, что мне снова лет 12, и я перечитываю "Капитана-сорвиголова", "Похитителей бриллиантов" или "Сердца трёх". И до того, знаете ли, сладкое это чувство, что на всё происходящее смотришь сквозь слёзы умиления. Тут вам и трактирные драки, и обязательная начальная неприязнь между главными героями, где "дикарь" издевается над изнеженной городской жительницей, и дружба, и предательство, и героика, и любовь, и смерть и "успеть до заката" и прочее-прочее. Такой вот классический приключенческий сюжет. Во всём это не слишком много мысли, зато задора хватает. Да и вообще, вы когда-нибудь могли подумать, что процесс гуртовки стада быков заставит вас подпрыгивать на кресле от напряжения? Вряд ли. А подпрыгивать придётся, так как сцена у обрыва, по нерву и динамике близка к идеалам жанра. Смотрится весь этот праздник на ура и время пролетает как один миг. Но это, как вы уже поняли, дишь аперетив.
Побаловав зрителя вкусным действом Лурман кагбе говорит нам - всё, баста, пора бы и честь знать. И вот тут начинается второй акт марлезонского балета. Для этого даже своеобразный антракт предусмотрели и экран секунд на двадцать затемнили (от чего некоторые малосознательные личности даже успели собраться и из зала слинять, подумав что фильм кончился). И пожалуй такой облом зрителя есть большой режиссёрский косяк.
Ну да ладно, что же там вторая часть? Во-первых забудьте про сказочную дикую Австралию. На её место приходит Австралия серая, пыльная, скучная.- - Австралия колонизаторов. Людей, которые пришли из вне, принесли свои болезни, привычки, веру и войну. Во-вторых, на смену экшену ковбойскому придёт экшен милитарисский, а на смену Иствуду притопает роденовский Мыслитель. Во второй части Лурман достаточно широкими мазками, не стесняясь популизаторских приёмов живописует нам, как плохо быть жертвой расизма. Белые люди, понимаете ли, считают коренное население Австралии скотом. Но при этом белые люди любят заниматься, понимаете ли, скотоложством, а получившийся приплод, по-простому метисов, как свидетельства грязной зоофилии чванливого белого человека, отправляют в колонии на перевоспитание, так как они "могут испортить генофонд коренных народов Австралии". Вот такая вот историческая справка и правда жизни. С визуальной точки зрения вторая часть слабее первой. После "Перл-Харбора" японский налёт в "Австралии" просто вызывает тоску. Да и в остальном действие слишком скомканное и рванное. Но вот в плане посыла к зрителю, картина очень и очень правильная. Расизм - грязная зараза, отвратительная, мерзкая и подлежащая всяческому порицанию и расстрелу носителей. +, конечно, горькая правда о миссионерстве белого человека, который со своим "пионер - всем пример" разрушил столько аутентичных, тонких, самобытных и бесценных культур, что даже представить страшно.
И особенно на этом фоне жаль, что "массовому зрителю", из-за метража фильм покажется скучным. Если людям "скучно", когда им говорят правильные вещи, то это уже тревожный сигнал (
равно как и цитировать самого себя).
Джекман красавец - настоящий мужчина. Он органичен и в костюме-тройке, и в одёжке канадского лесоруба и в ковбойском прикиде. Может, конечно, лицом он тянет плохо (особенно на фоне недавнего Смита это заметно), но типаж прекрасный. Кидман наконец-то снялась в приличном фильме. Маленький мальчик, сыгравший Налу - на редкость очаровательный ребёнок + как он пел - сказка!
Фильму ставлю 4, так как всё-таки некоторые моменты Лурман не додержал + сомнительный ход с метражом + на трезвую голову сюжет простоват.